Первый независимый интернет-ресурс г. Семипалатинска.

				Зима-2004
Вторник, 27 июня 2017. 15:45
Графика - рукотворная и компьютерная;
живопись, фотогалереи;
видео (клипы, съемки);
обои на Рабочий Стол
Смотрим
Городок виртуальный:
	о сайте, о баннерах;
	экспорт новостей;
Городок реальный:
	история, цифры, факты
Городок
Проза. Поэзия. Читаем, пишем...
Библиотека электронных книг
Читаем
Прогулки по Городу;
встречи с интересными людьми;
капель`ница;
новости далекие и близкие
Прогулки
Рок, рэп, джаз;
компьютерная музыка;
дикторские работы;
реклама
Слушаем
Туры по просторам Интернета
Путешествия
Форумы и Чат Городка
Говорим
Побасенная :: Эрик Берн, Максим Галкин и Красная Шапочка
= 23 августа - Чемпионат Казахстана по мотокроссу в Семипалатинске =
Знаете ли Вы, что: ...на Городке каждый может создать скрытый от всех форум - "для себя и своей компании"
* * *
Эрик Берн, Максим Галкин и Красная Шапочка

Рассматривая волшебные сказки и их роль в процессе становления сценария человека, Э. Берн предпринимает попытку показать сходство между мифами, сказками и реальными людьми. При этом под сценарием понимается постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Весьма интересен анализ сказки братьев Гримм «Красная Шапочка», проведенный Берном в книге «Люди, которые играют в игры».

Цитируем.
Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка (КШ). Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя — волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.

Таким образом, заключает Берн, перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения «марсианина» эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?».
Отметим, что под «марсианином» Берн понимает некоего абстрактного субъекта, побывавшего на планете Земля, увидевшего отношения между людьми и обязанного по возвращению на свою планету рассказать «все как есть». «Как есть» - это не так, как о том говорят земные люди, и не так, как они хотели бы, чтобы он думал. Этот «марсианин» не прислушивается к высоким словам и не изучает статистические таблицы; его интересует, что действительно делают люди друг другу, друг с другом и друг для друга, а не то, что они делают по их собственным словам.
Вот, например, реакция указанного «марсианина» на сказку о Красной Шапочке.
… Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения «марсианина») их личности сцеплены друг с другом.
Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с
помощью «несчастного случая», чтобы в конце истории
разразиться словами: «Ну разве это не ужасно?! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк...»
Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он, наверное, читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка: «Живи с опасностью и умри со славой».
Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной — ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?
Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.
Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом — интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку и качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?

Далее Э. Берн приводит сценарий «Красной Шапочки», воплощенный в реальной жизни одной из пациенток психотерапевта. Интересующиеся трансакционным анализом могут найти этот сценарий, приводить здесь мы его не будем.

Как говорит пресловутый Доренко, «казалось бы, причем здесь Лужков»?!
Так вот. Казалось бы, причем здесь Максим Галкин?! Да вроде бы и ни при чем, казалось бы. Но если сравнить текст его небезызвестного монолога «Красная Шапочка» с приведенным выше анализом, можно сделать ряд довольно интересных выводов. Что мы и предоставляем сделать вдумчивому читателю, обладающему пытливым умом …


Литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Эрик Берн. – Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 480 с. (стр. 206, 213, 215-218).

14-01-2005, 17:43. .
Как говорится, мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Обсудить эту новость на Форумах Городка
Обсудить новость в теме "Капельница и персонал"

Перейти в архив раздела "Побасенная"

15-06-2007 -Интеграционные процессы в правовом регулировании результатов творчества
22-02-2005 -Бессмертие при жизни, или Снова в поисках реальности
12-02-2005 -Российская оргпреступность, американский взгляд и ошибки
09-02-2005 -"Закон и правосудие" и ошибки
14-01-2005 -Алкоголизм по Эрику Берну
17-11-2004 -Оккупация, Ф.М.Достоевский, антисемитизм и судебная психиатрия
19-10-2004 -Дон-Кихот, или Назад, в рекурсию
15-06-2004 -Мультимедиазой, или Обложка есть - ума не надо
10-03-2004 -Раз в год в Скиролавках, или Писатели бывают разные
16-02-2004 -Наши люди всюду! И еще чуть-чуть об Америке.
30-12-2003 -Плохие парни-2, или Принципиально неумообогощаемые америкосы
14-09-2003 -Как йа хадил на iclub.spl.kz
 
 
= Обсудить на Форумах = = Поискать на Форумах =
= Персоналии = Путёводитель = Бюро находок =
= Ъ = Прогулки | Путешествия | Смотрим | Читаем | Слушаем | Говорим =

Погода:
ФОБОС: погода в Семипалатинске

rax.ru   Created & managed by FAR manager
 
Locations of visitors to this page
Идея, дизайн, программирование: ©2002-2003, <группа "Циклон" > | хостинг: < KazNIC > .